Эссе о Ницше (совместно с М. Симиной)
На главную
From: Лешка
To: Марианна
Subject: Nitsshe
Date: Thu, 27 Sep 2001

<…>Деловой вопрос: как Вы относитесь к Ницше? Или у Вас туго со временем?)))
Л.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
From: Марианна
To: Лешка
Subject: Nitsshe
Date: Fri, 28 Sep 2001

Деловой ответ. Для хорошего человека времени не жалко. Когда собираемся?
А серьезно. Прежде всего, с большим сочувствием, как к человеку талантливому, остро чувствовавшему, глубоко страдавшему, явно несчастному. С уважением к его работоспособности, уму. Что грустно - то, что почти любой человек, выдвигающий новую идею, для начала показывает кукиш всем старым. Это закономерно, конечно, но утомляет. Категоричность мне претит.
Работать для прихода сверхчеловека - чистая, горящая, мощная идея. Но в ее основе разрушение и гибель имеющегося. Не надо. Уже пробовали.
Хоть и печально читать про последних людей, которые из холодных стран переселились в теплые (не в бровь, а в глаз), и заботятся о пищеварении, но это подначка. Думаю, что надо скорее принимать мир, чем переделывать. А что?
МС
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
From: Лешка
To: Марианна
Subject: Re: Nitsshe
Date: Fri, 28 Sep 2001

А что бы Вы сказали, если б я предложил совершенно иную трактовку его творчества (липовую, но интересную) и предложил вместе написать эссе на эту тему?
Собраться-то можно, наверно...
Короче, основная идея. Ницше пытался выразить такую мысль: какого черта вы все толкуете о Законе Божием, а живете по совершенно иному закону? Живите, как хотите, я, собственно, выше этого, но я могу помочь вам избавиться от ханжества. А поскольку вы все тупы до одури, я вам даже напишу оправдание этого нового закона, чтоб вы, не вникая в его философские истоки, могли им пользоваться, тем самым перестав врать самим себе.
Ну, а потом уже пошло: его обвинили в аморализме, хотя его мораль и преследовала обратную цель - показать, насколько людской закон отличается от заповеданного. Он обозлился. Зато появились восторженные почитатели. Он продолжил - из смеха и презрения. В конце концов начал сходить с ума - от двойственности цели своей и своего образа.
Ну, как?
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
From: Марианна
To: Лешка
Subject: Re: Nitsshe
Date: Fri, 28 Sep, 2001

Спасибо, Леша. Ужасно интересно, но есть две запятые. Во-первых, не настолько я большой знаток Ницше, чтобы писать о нем что-то более серьезное, чем e-mail'овский трёп. Уж очень легко тут сбиться на уровень "вот мы тут с Витьком Маркса почитали. Не согласные мы..." Вторая запятая серьезнее. Это твоя трактовка. Если я даже с ней соглашусь, все равно мысль-то не моя. Трудно развивать то, что не в тебе возникло.
Но еще раз повторю, очень интересно. Если загореться, то, конечно, можно перечитать и освежить. Может, и мысли появятся. Если ты начнешь и пришлешь, то, может, и я заведусь.
-----------------------------------------------------------------------------------------------
From: Лешка
To: Марианна
Subject: Re: Nitsshe
Date: Fri, 28 Sep 2001

Угу, я понимаю...
Да нет, это все так, я-то вряд ли что-нибудь подобное напишу - времени не хватит на сбор материала... Хотя на первую запятую у меня готов ответ))))
В воллейбол-то играем сегодня?
------------------------------------------------------------------------------------------------
From: Марианна
To: Лешка
Subject: Re: Nitsshe
Date: Fri, 28 Sep 2001

А то.
-------------------------------------------------------------------------------------------------
From: Марианна
To: Лешка
Subject: From Vse prosto to Nitsshe
Date: Sun, 30 Sep 2001

<…> слушай, у меня из головы не идет Ницше. Это так заманчиво. Я на самом деле, всегда хотела посерьезнее в его философии разобраться. Но ты ж понимаешь, насколько это реально, если ничто не подталкивает. Давай попробуем. Ведь если тебе пришла в голову такая идея, значит, тема не посторонняя, значит, ты хоть что-то уже думал об этом. Для начала я начала перечитывать Заратустру. Все ж позабывалось уже. Теперь, даже если ты откажешься, мне хоть какая польза будет.
МС
--------------------------------------------------------------------------------------------------
From: Лешка
To: Марианна
Subject: Re: From Vse prosto to Nitsshe
Date: Mon, 01 Oct 2001

Ой, нет, не надо меня слушать... Ничего хорошего из этого не выйдет...)))) Мне прямо неловко, что я вам этим Ницше голову задурил. Вот, не было печали...))))
Я, кстати, тоже, после того как мне эта мысль в голову пришла (совершенно, кстати, неожиданно - по какой-то безумно далекой ассоциации) бросился к Заратустре. (Вру, как всегда - сперва я полез в Интернет и освежил в памяти биографию). Так вот, это ошибка. Надо читать раннего, только там можно найти следы того, о чем я говорил. Если же из позднего, из поисков сверхчеловека - то лучше Антихристианин. В Заратустре разобраться невозможно - это, как ни крути, поэма, построенная на игре слов, причем на немецком, на русский, как я понимаю, не переводится принципиально. Это слишком большая шарада, чтобы браться ее разгадывать.
Теперь, помните, я говорил, что знаю, как обойти Нас с Витьком? Не надо пытаться писать про Ницше. Ну, говорить, мы пока ведь ничего не пишем? Назовем его - Он, ну, в серединке можно пару раз его по имени назвать. Социальный аспект - борьбу с ханжеством - упоминать, но не делать краеугольным камнем. Как нечто само собой разумеющееся. Меня гораздо больше занимает другое: как человек начинает говорить про одно, но рисует картинку - и не может остановиться. Тема Поэта с большой буквы и сумасшествия. Как ему начинает казаться, что он сказал именно то, что хотел, только потому, что вышло красиво. Ну, и обида, что его не понимают. Опять же, про постороннего героя! Мы сказочку рассказываем.
Такие пирожки...
Марианна, только не надо ничего делать ради меня. Ладно?
Л.
--------------------------------------------------------------------------------------------
From: Марианна
To: Лешка
Subject: Re:From Vse prosto to Nitsshe
Date: Tue, 02 Oct 2001

Это хорошая тема, может получиться что-то вроде стихов в прозе. А ты не хочешь добавить чуть-чуть фатализма? Что-то типа того, что иначе и получиться не могло, т.к. к появлению такой идеи все уже было готово и ее настолько хотели услышать, что она не могла не прозвучать? Правда, пока не представляю, как это все оформить, да и все остальное представляю слабо, но заманчиво!

>Марианна, только не надо ничего делать ради меня. Ладно?

Как все нормальные люди подвержена стрессам и неврозам, также суровым депрессиям. Смотрю на мир с достаточным шизофренизмом, чтобы нескучно было. Но манией величия не страдаю. А ты?
--------------------------------------------------------------------------------------------------
From: Лешка
To: Марианна
Subject: Re: From Vse prosto to Nitsshe
Date: Tue, 02 Oct 2001

Классно... То есть, кроме всего прочего, его что-то подталкивает говорить не то, что он хочет... Но - что? всеобщее ожидание? Может, поближе присмотреться к их дружбе с Вагнером?
---------------------------------------------------------------------------------------------
From: Марианна
To: Лешка
Subject: Re: From Vse prosto to Nitsshe
Date: Tue, 2 Oct 2001

Оставить Вагнера в стороне, конечно нельзя (мир праху его), слишком значимая фигура в жизни Ницше. Надо посмотреть.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
From: Лешка
To: Марианна
Subject: My mistake
Date: Wed, 03 Oct 2001

Итак, вот некоторые заинтересовавшие меня факты (сайт http://www.nietzsche.ru/biograf.htm )

1849, 1850 (5 лет) 27 февраля. Рождение брата Людвига Иозефа . 30 июля. Смерть отца после года безумия и изнурительных страданий. 4 января 1850 года умирает маленький брат от нервного припадка. Трагизм пережитых дней надолго остается в сознании Ницше.

1854-58 (10-14 лет) Учеба в Наумбургской гимназии. Первые пробы стихотворчества и музыкальных композиций. Ницше пользуется престижем у товарищей по гимназии, учится игре на рояле. Однажды, за 12 дней он пишет историю своего детства.

1865 (21 год) Летом острое ревматическое заболевание. Осенью переезжает продолжать обучение филологии в Лейпцигский университет (к профессору Ричлю <...> Первое и сопровождающееся внутренними потрясениями чтение Шопенгауэра, которого он даже называет отцом. Изучение искусства и философских систем гениального античного мира.

1868 (24 года) <...> 8 ноября вечером в Лейпциге в доме ориенталиста Г. Брокгауза, женатого на сестре Вагнера, первая встреча с Рихардом Вагнером. “Долгий разговор о Шопенгауэре: ах, ты поймёшь это, каким наслаждением было для меня слушать его, с неописуемой теплотой говорящего о Шопенгауэре, чем он ему обязан и что это единственный философ, постигший сущность музыки” (Эрвину Роде, 9 ноября). Вагнер просит Ницше посещать его для взаимных занятий музыкой и философией.

1871 (28 лет) <...> 24 мая — поджог Тюильри в Париже коммунарами; слухи о подожжённом Лувре. “Я знаю, что это значит: борьба против культуры. Когда я услышал о парижском пожаре, я был на несколько дней полностью раздавлен и затоплен слезами и сомнениями: всё научное и философско-художественное существование показалось мне нелепостью, если оказалось возможным истребить за один-единственный день великолепнейшие творения искусства, даже целые периоды искусства…”

1872 (29лет) Выход в свет “Рождения трагедии”. Восторженные отзывы из Трибшена от Вагнера. Напряжённое молчание в филологических кругах, которое повергает Ницше в крайнее уныние.Почти все ученики покидают Ницше после резкого неприятия филологическими кругами “Рождения трагедии”.

1875 (32 года) В феврале глубочайшее потрясение от решения Ромундта (университетского коллеги и друга) стать католическим священником.

1878 (35 лет) В конце апреля выход в свет “Человеческого, слишком человеческого”. У Вагнера книгу не приняли. В августовском номере “Байрейтских листков” статья Вагнера “Публика и популярность”, содержащая (впрочем, без упоминания имени) резкие нападки на Ницше. Осенью резкое ухудшение здоровья; уже в который раз подтверждается очевидный факт – состояние здоровья Ницше напрямую связано с его душевным состоянием, которое в свою очередь сильно зависело от признания его творчества.

1879 (36 лет) В декабре выход в свет “Странника и его тени”. Резкое ухудшение здоровья, это был тяжелейший для него год, в таком же возрасте умер его отец. Ницше уже готовился к смерти. К концу октября распространяются слухи о его смерти. “На мне лежит тяжкое-тяжкое бремя. За истекший год у меня было 118 тяжёлых приступов”,- пишет он сестре 29 декабря. Тем не менее Ницше остался жить.

1882 (39 лет) Знакомство Лу фон Саломэ с Элизабет Ницше; ужас сестры перед “совершенной аморальностью” подруги брата, в которой она увидела “персонифицированную философию” своего брата. С этого момента начинается мучительное и некрасивое развитие отношений между сестрой, братом и Лу фон Саломэ. Но это отдельная и интересная история, оказавшая сильнейшее воздействие на всю оставшуюся жизнь Ницше. Лу, очевидно, предпочитает общество П.Рэ, разбиваются мечты Ницше об “идеальном друге”, что в итоге приводит Ницше к мыслям о самоубийстве, разрыву с Лу и Рэ (впрочем, также и временного разрыва с сестрой и матерью). Как закономерный результат – резкое ухудшение здоровья. Ницше покидает Лейпциг. “Сегодня для меня начинается полное одиночество”.

Кроме того, постоянно в круг чтения Ф. входит Эдгар По.
----------------------------------------------------------------------------------------
From: Лешка
To: Марианна
Subject: Future investigation
Date: Wed, 03 Oct 2001

Марианна, я, мне кажется, преуспел в провозглашении своей)))) идеи. Вот, только что подвернулось стихотворение, которое прямо на нее намекает (если помните, это было про ханжество)

ГЛУПЕЦ! ПИИТА!
В часы, когда убывает свет.
когда роса утешеньем
расстилается по земле,
невидима и ступая неслышно –
ибо обута в мягкое.
как все поспешающие с утешеньем, -
вспоминаешь ли ты тогда, вспоминаешь ли,
раскаленное сердце,
как встарь ты стремилось
к слезам и росам Небесным,
устало и исступленно,
покуда на желтых осенних тропах
злые взоры вечернего солнца
сквозь черные ветви деревьев к тебе
спускались, слепящие и смертоносные?
“Взыскующий истины – ты? – Насмешники!
Всего лишь пиита!
Зверь, хитрый, хищный, крадущийся,
на ложь обреченный.
на заведомую неизбывную ложь,
добычи алчущий,
личину носящий,
с личиной сроднившийся,
добычею ставший,
не это ли значит –
взыскующий истины?
Глупец! Пиита!”
Пестро глаголящий,
в шутовском обличье пестро глаголящий,
по лукавым виадукам словес восходящий,
по лживым радугам
меж поддельными небесами
крадущийся и шныряющий –
глупец! Пиита!
Взыскующий истины?..
Лишенный покоя, гладкости, круглости и прохлады
воплощенного образа
колонны Божьей,
не возвышающийся у врат
Храма Божьего, -
нет! ненавидя подобные идолы добродетели,
в любой пустыне природнее, чем в храме,
полный кошачьего своеволия,
прыгать в любое и из любого окна –
шварк! – При каждом удобном случае
принюхиваясь к признакам первобытности,
первозданности перволесов,
где, в кругу разномастных хищников,
жил ты, разбойничал,
грешен, здоров, прекрасен,
сладострастно стеная,
блаженно надменен, блаженно гееннен.
блаженно кровожаден,
хищно, крадучись, жил во лжи…
Или подобно орлу, который
долго-долго глаз не отводит
от бездны, от собственной бездны…
О, как они вглядываются,
допытываются, впиваются,
упиваются глубочайшей глубью!
И вдруг,
сразу,
стрелой,
стремглав,
обрушиваются на овечек,
горячие, алчные,
овечек алчущие,
овечинки-человечинки алчущие,
увечной добросердечной овечинки,
благостной, беззащитной и безотказной,
исполненной подневольного благоволения…
Следовательно,
орлоподобны, пантерообразны
страсти, владеющие тобою,
твои страсти под тысячею личин,
глупец! Пиита!
Тебе, углядевшему в человеке
божественную овечку,
суждено разодрать в человеке Бога,
как разодрал в нем овечку,
и, раздирая, расхохотаться –
вот в чем, вот в чем твоя благость,
орла благость, пантеры благость,
глупца благость, пииты благость!..
В часы, когда убывает свет,
когда, завистливо зеленея, серп месяца
взрезает пурпурную высь
и крадется в ночь, -
возненавидев день,
на каждом шагу украдкою
срезая своим серпом
стебли роз, чтоб поникли,
чтобы во тьму поникли, -
так я поник и сам:
из безумия истины,
из ежедневных желаний,
устав, заболев от света,
выпал
вниз, в вечер, в страну теней,
Единою Истиной
Опаленный и алчущий, -
вспоминаешь ли ты, вспоминаешь ли ты,
раскаленное сердце,
свою тогдашнюю жажду? –
не ведать впредь никакой
Истины!
Быть глупцом! Быть пиитой!

Гм... Да, вырисовывается (уже, для меня) сюжет несколько сложнее, чем мне казалось. Смею Вам напомнить, что я с самого начала предлагал не исследование, а сказочку, натяжку, в таком вот легкомысленном роде...
Короче, мне кажется, будет интересно на данном этапе попытаться как можно компактнее сформулировать основные (наиболее наиосновнейшие) мысли маэстро - с тем, чтобы было ясно, что и к чему надо подгонять. Возможно, для этого в творчестве надо будет выделить этапы. Не устаю задавать один и тот же вопрос: пока не скучно?
Л.
-----------------------------------------------------------------------------------------------
From: Марианна
To: Лешка
Subject: Re: Future investigation
Date: Wed, 03 Oct 2001

Стихи сильные и действительно в тему. Чьи?
Легкомысленная сказочка меня исключительно устраивает. Но и для сказочки, мне, по крайней мере, надо побольше информации, чтобы хоть один кристалл в осадок выпал. На том сайте я была, хвала Мошкову!
Скучно никогда не будет. Может просто сил не хватить.

? Тетя-мама дяде-сыну: На работу-то у тебя время остается? Волка ноги кормят, а аспиранта работа.
-----------------------------------------------------------------------------------------------
From: Лешка
To: Марианна
Subject: Re: Future investigation
Date: Wed, 03 Oct 2001

Ха, так стих-то Ницше, и что безумно символично - первый (!) из цикла "Дионисийские дифирамбы" (!) Это подсказывает мне, что в основном подтверждение гипотезы нужно искать в "Происхождении трагедии из духа музыки" и из более позднего предисловия к нему, содержащегося в 4й части "Заратустры".

>? Тетя-мама дяде-сыну: На работу-то у тебя время остается? Волка ноги кормят, а
>аспиранта работа.

Да я в основном этим делом вечерами занимаюсь... Если занимаюсь вообще... Теть мама, если б не работа, разве я стал бы к Вам обращаться с голой идеей...
Л.
------------------------------------------------------------------------------------------------
From: Марианна
To: Лешка
Subject: Apprehension
Date: Fri, 05 Oct 2001

Леша, "меня терзают смутные подозрения". Я ведь говорила, что знакома с Ницше на уровне e-mail'овского трепа. Оказалось даже меньше. Сейчас посмотрела больше его работ. Ранние пока ничего. С ними можно работать. Но. Сунулась в "К генеалогии морали". Ужаснулась. Конечно, это было написано в 1887 году, т.е. за 13 лет до смерти, и за два года до, как все считают, окончательного помрачения ума. Но вещь, по крайней мере в начале (я не до конца смотрела) никакой шизой не отдает. Все четко и обосновано. Сколько ненависти, основательной, продуманной. Сначала мне даже смешно стало: "Если в кране нет воды..." А потом, знаешь, засомневалась. Только не говори - Марианна, как знаете, это дело ваше.... Это пока только моя мысль. Просто сразу пишу. Понимаешь, я всегда стараюсь не увеличивать колличество зла, насколько это возможно. Я не понимаю, хочу ли я что-либо писать о человеке, который исполнен такого мощного антисемитизма. А ты думал об этом?
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
From: Лешка
To: Марианна
Subject: Re: Apprehension
Date: Fri, 05 Oct 2001

Да, я Вас понимаю... Для меня, например, неприязнь к объекту исследования - наиболее веский аргумент для того, чтобы исследование прекратить. С другой стороны... гм... возможна и такая поза: вижу грязь, не могу не отреагировать. Вы уже высказали замечательную мысль о том, как его затягивает ожидаемое другими. Вплоть до - через два года - разрушения личности.
Вам решать, продолжать ли копаться или нет. В любом случае, надеюсь, что на Ваше отношение ко мне это решение не повлияет.
Л.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
From: Марианна
To: Лешка
Subject: Shopengauer
Date: Mon, 08 Oct 2001

Привет! Как жизнь? Как Фридрих? Мне хочется все-таки разобраться.

Если помнишь, мне с самого начала было больше всего интересно то, как и почему вся каша с такой легкостью заварилась. Почему столько почитателей. И таких страстных. (Кстати, при жизни не так уж много, как я поняла. Ученики то и дело отворачивались.) Это, наверное не совсем вписывается в легкое эссе, которое ты задумывал, но знаешь, даже полную фантастику хорошо бы писать убедительно. Не упомянуть Вагнера или Шопенгауэра – значит здорово обеднить текст.
Вот что у меня пока получается. Похоже ли это на правду?

Шопенгауэровская теория - Эгоизм и пессимизм - была сформулирована в начале 19 в., но получила распространение со 2-й пол. 19 в. Почему именно в это время? – Возможно, т.к. раньше личностями осознавали себя лишь единицы, и это были опережавшие свое время люди. Остальные жили в горьком согласии с порядком. Он суров и страшен, но он нормален. С развитием человеческой мысли все большее количество людей осознает себя личностями. Это, конечно, на фоне стада. Эгоизм как осознание людей себя личностями?

И в то же время неумение управлять не то, что историей или государством, но и собственной судьбой – напр., войны, которые начинаются без малейшего волевого проявления отдельных людей и на которых гибнут сотнями и тысячами. Из этого противоречия – пессимизм.

Мыслящей личности, такой как Ницше, жить в постоянном пессимизме довольно неприятно. Необходим противовес, который бы дал новое осмысление жизни и, по возможности, новый путь. Т.е. теория силы, воли, личности. Личности вокруг – за редкими исключениями ничтожны. Поэтому естественно воникновение теории прихода сверхличности, которая во-первых, дает выход из гнетущей философии обреченности, а во-вторых, эпатирует тупую публику. Дальше как уже закономерное развитие этих двух положений отрицание христианства.

Когда же он чувствует, что его мысли извращаются и не находят поддержки, то в отчаянии хочется найти врага, а евреи всегда под рукой.
Схоже ли это с тем, как ты это понимаешь?
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
From: Лешка
To: Марианна
Subject: Welcome again)))
Date: Tue, 09 Oct 2001

Честно говоря, я думал об этом обо всем в несколько ином разрезе, что неимоверно хорошо: все как Вы говорите, так и есть. Было бы несправедливо упустить некие действительно важные моменты, даже если они не вплетаются в первоначальный замысел. Итак:

Свою карьеру Ф. начал с искусства древних греков. И здесь обнаружил, что искусство, красота, поэзия, музыка и т.д. стоят вне повседневной жизни и являются к ней противовесом. Чем строже родовые установки, дисциплина и все такое в жизни, чем жизнь пессимистичнее, тем оптимистичнее и "красивее" искусство. Обратясь к истокам творчества, он делает вывод, что самый акт творения мира не мог быть ничем, кроме как эстетическим актом.
Возвращаясь позднее к этому этапу своего творчества под углом зрения своих дальнейших выводов, он критикует сам себя за мягкость и говорит, что наипервейший вывод, который должен был быть тогда сделан - это о том, что единственное, ради чего стоит существовать - это создание эстетических ценностей, таким образом, человек, который это способен, стоит вне морали и ему все дозволено.
Могу ли я как-то связать это с первоначальной задумкой? Мне кажется, что могу. Давайте задумаемся не о том, как развиваются его аргументы в его же произведениях, а о том, как он _мог_бы_ вообще прийти к таким выводам. Дело ясное, что дело темное, но могло быть и так, что это вот противопоставление родилось именно из несоответствия окружающего мира эстетическим требованиям, а еще прежде эстетических - духовным (хоть эту часть рассуждений он тщательно скрывает).
Тут ( и я с Вами абсолютно согласен) начинает играть фактор востребованности идей. Сам Ф. чрезвычайно, даже болезненно, зависит от того, как его произведения принимаются обществом. Такая гипертрофированная обратная связь заставляет его логически развивать одни свои выводы и забывать о других. Эстетика забыта, остается отрицание. То есть, из первоначальных выводов берутся наиболее антагонистичные, или полемичные - от цели творчества он переходит к тому, _как_ и _что_именно_ должен позволить себе некий абстрактный творец. Здесь мы уже забываем о том, что именно он должен творить, и подменяем художника неким абстрактным сверхчеловеком.
Пойдем с ним параллельно - забудем о его логических путях и вспомним о том, почему такие, а не иные выводы были востребованы - даже не в обществе, а в некоей мировой духовной сфере, в которой он пытался найти место своим идеям. К Вашим аргументам я бы все-таки добавил усталость концепции христианства в зарождающуюся буржуазную эпоху. Люди в повседневной жизни, чтобы совместить "бытовую" мораль и христианскую, должны лгать себе, придумывать все более изощренные оправдания для "опускания" ближнего. При этом шишки в обществе неминуемо падают не на неправильность бытовой морали, а на отсталость христианского учения. Люди жаждут возврата тех времен, когда именем Христа можно было убивать тех, кто тебе не нравится. И Ф., очень тонко ощущая реакцию на каждое движение своей мысли в отдельности, поневоле скатывается в эту яму отрицания.
Дальнейшее трагично. Гибель художника. Распад личности. Гордый (а скорее, чрезвычайно уверенный в собственной непогрешимости) ум философа обнаруживает себя подмятым настроением толпы, обнаруживает себя оправдывающим и даже провозглашающим антисемитизм (вот он, враг внешний!)
Таким образом, это повествование о слабости того, кто считал себя сильным и собственную силу - самым важным в себе. О скатывании Поэта-над-толпой в Поэта-для-толпы. Что самое смешное, его популизм стал виден только через 10-20 лет после его исчезновения со сцены, когда толпы подражателей стали выводить в своих сочинениях однобоких и ужасных "сверхлюдей" - то есть, та обратная связь, что подмяла его, была тем не менее обратной связью не сказать пророка, но провозвестника. Эта его ориентированность "на вырост" и сбивала с толку тех, кто анализировал его творчество - трудно увидеть подчинение и порабощение, если его источник в будущем.
В этой части я предлагаю быть сколь угодно жестоким к его слабости. (Слабость взывает к жалости, но у нас никакой жалости к нему не будет) Скажем прямо - вот так поэт стал сволочью. Пусть маячат где-то в недалеком будущем все ужасы, которые стали для всех следствием его деятельности, для него же - причиной порабощения.

Не кажется ли Вам, что наша переписка по этому вопросу сама по себе уже является формой эссе, если удалить из нее все лишнее?
Л.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
From: Марианна
To: Лешка
Subject: Ne po teme
Date: Tue, 09 Oct 2001

> Не кажется ли Вам, что наша переписка по этому вопросу сама по себе уже >является формой эссе, если удалить из нее все лишнее?
- Уж и так читаю, читаю... - Ответил Шариков и вдруг хищно и быстро налил себе пол стакана водки.
- Зина, - тревожно закричал Филипп Филиппович, - убирайте, детка, водку, больше уже не нужна. Что же вы читаете?
- Эту... Как ее... Переписку Энгельса с этим... Как его - дьявола - с Каутским.
Борменталь остановил на полдороге вилку с куском белого мяса, а Филипп Филиппович расплескал вино. Шариков в это время изловчился и проглотил водку.
Филипп Филиппович локти положил на стол, вгляделся в Шарикова и спросил:
- Позвольте узнать, что вы можете сказать по поводу прочитанного.
Шариков пожал плечами.
- Да не согласен я.
- С кем? С Энгельсом или с Каутским?
- С обоими, - ответил Шариков.
- Это замечательно, клянусь богом. "Всех, кто скажет, что другая..." А что бы вы со своей стороны могли предложить?
- Да что тут предлагать?.. А то пишут, пишут... Конгресс, немцы какие-то... Голова пухнет. Взять все, да и поделить...
-----------------------------------------------------------------------------------------
From: Лешка
To: Марианна
Subject: Re: Ne po teme
Date: Tue, 09 Oct 2001

))))))))))
-------------------------------------------------------------------------------------------
From: Марианна
To: Лешка
Subject: Lutheran Music Neurosis
Date: Tue, 09 Oct 2001

Леша, все, что ты пишешь, интересно и начинает выстраиваться в довольно стройную картину. Кроме того. Помимо анализа возникновения и изменения его взглядов в зависимости от его собственного развития и реакции (по)читателей, помимо исторической обстановки, развития самосознания европейцев и изменений в их духовной жизни, стоит, наверное, также обратить внимание на три такие вещи.

Первое, он родился в семье потомственных священников. Священниками были отец, дед со стороны отца и дед со стороны матери. Отец был лютеранином. А это религия, во-первых, изначально бывшая бунтарской, реформаторской, противостоящей официальной католической церкви. Во-вторых, что тоже немаловажно, это религия, в которой не было, по крайней мере, вначале, жесткого отделения духовенства от простого люда. Лютеранин мог даже сам совершать богослужение (как сейчас, к примеру, мормоны). Т.е. средний лютеранин не так придавлен религией, как католик, к примеру. Хотя к середине 19 в это различие могло уже и стереться. В этом может отчасти крыться одна из предпосылок развития независимого духа. То, что человек, воспитанный в религии отрицания, в конце концов отрицает религию даже закономерно.

Второе. То, что Ф. всегда был музыкантом, по крайней мере, музыка в его жизни присуствовала всегда и значила много. Об этом и впрямую говорит его «Рождение трагедии из духа музыки», и его биография, и восхищение Вагнером. И т.д., и т.д – музыка с ним всю его жизнь....
Я в музыке даже и не дилетант, а просто абсолютная невежда. Поэтому нестыдно высказать достаточно невежественное предположение – не может ли быть, что размышляя о характере диониссийской музыки, Ф. настолько ей проникся, что необузданность дионисизма, варварскую сторону которого он внешне отрицает, захватила его настолько, что стала диктовать ему восприятие действительности – сначала во время написания ранних вещей, а затем и в течение всей его жизни?

И, наконец, третье. Насколько я знаю, специалисты считают, что большинство психических заболеваний по наследству не передаются, но передается предрасположенность к ним. Можно говорить о том, что в семье были наследственные нервные болезни. Отец впал в безумие за год до своей смерти. Причем, видимо, это было не тихое помешательство, а что-то буйное, по крайней мере, мучительное. Через полгода после смерти отца – смерть десятимесячного брата от «нервного припадка». Ну, в то время педиатрия была никакая. Любую болезнь, при которой ребенок заходится от крика, могли назвать нервным припадком. Но тем не менее, учитывая, что дитя было зачато за пару месяцев до окончательного сумасшествия отца, то брат вполне мог быть ненормален. Самому Фридриху было тогда всего пять лет. Помимо предрасположенности, которая могла быть и скорее всего была у Ф., обстановка в семье, где отец сходит с ума, не могла на него не воздействовать.

Мой большой минус- не умею останавливаться. Заносит иногда куда не надо. Но при этом, согласись, если об отце или о Шопенгауэре будет сказана хотя бы строчка (что необязательно), она должна быть обснованной.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
From: Лешка
To: Марианна
Subject: Re: Ne po teme
Date: Wed, 10 Oct 2001

Тут вот какое дело. Если мы сможем установить связь биографии, наследственности и так далее с (оригинальной) идеей, это хорошо. Если же нет - то это то, что людям уже сто лет как известно, и наверняка выводы сделаны, и не дилетантски, как можем это сделать мы, а фундаментально. Нам там не соревноваться.
Л.
------------------------------------------------------------------------------------------------
From: Марианна
To: Лешка
Subject: Ne v temu
Date: Tue, 16 Oct 2001

Привет, как съездили? Удалось ли сделать все, что нужно?

Знаешь, это никак не пришить к твоему замыслу. Но просто интересно для меня.Я не думаю, что я раньше сталкивалась с идеями о первоначальности музыки и возникновении лирики как отображениия ее. Но когда Ницше пишет о том, что мелодия рождает поэтическое представление из себя, о том, что понятия и слова это вторичный ряд, то это представляется мне настолько верным. Когда пишешь стихи, не типа поздравляю-желаю, а относительно стихообразные, ведь сначала слышишь что-то вроде мелодии, по крайней мере, какую-то тональность на фоне цветовых гамм, а потом более четко начинает прослеживаться ритм, потом появляются несколько слов, которые ложатся в эту тональность, а дальше уже надо просто прислушиваться, тогда само легко все записывается. Это всегда было для меня странным, т.к. я никогда не считала себя музыкальным человеком. И тут, представляешь - наткнуться на серьезную теорию серьезного философа, где слово в слово рассказывается про мое понимание соотношения первоначальности музыки и нахождения соответствующих ей понятий, а затем образов и слов.
Вывод: дети, читайте книгу - источник знаний.
МС
-------------------------------------------------------------------------------------------------
From: Лешка
To: Марианна
Subject: Re: Ne v temu
Date: Tue, 16 Oct 2001

Добрый вечер. Съездили хорошо, удалось почти все; что не удалось - можно дослать по почте. В дороге заблудились всего один раз, но ужасно знаменательно: уже на самом въезде в Коламбию в темноте растерялись, потом Игорь закричал: "Я знаю, куда ехать, вот тут сворачивай" - и мы на всем галопе влетели в зоопарк)))
Гы, по-моему вот эта идея как раз встраивается как нельзя лучше (вру, можно и лучше). Да, и я это понял еще в предыдущем письме: он пришел в литературу/философию не от противостояния ханжеству, а от любви к красоте, которая является для него чистым эстетизмом, без всякого социального подтекста. Как музыка. Что заставило его потом свернуть от эстетики к аморальности - вот об этом стоит, как мне кажется, порассуждать...
Л.
------------------------------------------------------------------------------------------------------
From: Марианна
To: Лешка
Subject: Odna iz prichin?
Date: Wed, 17 Oct 2001

> Игорь закричал: "Я знаю, куда ехать, вот тут сворачивай" - и мы на всем галопе >влетели в зоопарк)))

Хотела было сказать, что в зоопарке в то время, видимо, не хватало сумасшедших и смешных. Но уж, наверняка, нашелся, по крайней мере, один остряк, который меня опередил.

> Что заставило его потом свернуть от эстетики к аморальности –

Одна из причин. Под большим знаком вопроса. Я так понимаю, что прежде всего, его эстетика никогда не была эстетикой созерцания и самопознания, "мира сонных грез". Сравнивая аполлинические иллюзии и дионисийскую бешеную реальность, он явно считает, что первая сковывает и принижает индивидуальность тем, что не дает ей взлететь выше самой себя. Дионисийское начало, уничтожая индивидуальность, растворяя ее в ритме, музыке и сливая с "Первохудожником мира", выводит человека на новый уровень, где старые нормы просто несущественны: "Индивид со всеми его границами и мерами тонул здесь в самозабвении дионисических состояний и забывал аполлонические законоположения. Чрезмерность оказывалась истиной..." Хоть он и говорит о взаимном дополнении и необходимости этих двух начал, его симпатии явно на стороне Диониса. Хотя не настаиваю.

Поэтому если рассматривать причины, то не кажется тебе, что первопричина – в идее, которую он взялся рассмотреть и изучить? Эстетизм идеи – лишь внешность, суть - в вечной борьбе за власть над миром. Идея силы, власти, вседозволенности изначально находится в противофазе с идеей покоя, созерцания и умиротворенности, т.е. морали.
Эта идея, существующая самостоятельно и всегда, на самом-то деле, просто нуждалась в проводнике. А он и подвернулся. Эк, хватила?...
-------------------------------------------------------------------------------------------------
From: Лешка
To: Марианна
Subject: Re: Odna iz prichin?
Date: Thu, 18 Oct 2001

Тут у меня вот какого рода сомнения. Почему суть - в борьбе за власть? Что вообще из себя представляет власть? В той же трактовке дисциплина, подчинение, весь родовой устав - принадлежности аполлинического начала. Поскольку я нигде не встретил рассуждения об этом противоречии (а если бы он утверждал нечто подобное, с его-то логичностью, он обязан был бы остановиться на нем), я заключаю, что власть и борьба взялись из его тогдашней повседневности. То есть, мы возвращаемся к тому, с чего начали: людям предписано жить Аполлоном и славить его вслух, в душе своей чествуя Диониса. Отсюда вывод - долой лицемерие и общественные устои, человек должен жить как ему хочется, а не как диктуется.
Насчет идеи, которая нуждалась в проводнике: мне кажется, что как раз эта идея - его, выстраданная и вымученная, а вот дальнейшая логически отсюда вытекающая шелуха вроде сверхчеловека и юдофобии - уже то, куда его занесло помимо его воли, то есть первый шаг он сделал сам, а дальше уже его повела та самая управляемость обратной связью (из будущего, так как он предчувствовал, не имея толп поклонников в момент написания, что они возникнут по прошествии времени, как предчувствовал и то, что им покажется особенно сладеньким и солененьким) Будь я Пелевин, обязательно включил бы сюда магнетизм Гитлера как эзотерический механизм и одновременно проводника этого влияния, но вряд ли я смогу.

О логической структуре: давайте остановимся на двух тезисах. Первый - вот это вот происхождение его философии, и второй - чувство востребованности из будущего. Это даст нам одновременно и фантастичность, и оригинальность.

(Если только Вы согласны с моими выводами)
Л.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
From: Марианна
To: Лешка
Subject: Re: Odna iz prichin?
Date: Sun, 21 Oct 2001

>Почему суть - в борьбе за власть?

Наверное, это просто моя нечеткость. Скорее, я подразумевала "волю", категорию близкую Ницще того времени (ключевую для Шопенгауэра).

> : людям предписано жить Аполлоном и славить его вслух, в душе своей чествуя Диониса.

Да.Тут я абсолютно согласна. Просто если подумать в ключе того, о чем ты говоришь дальше -затребованность из будущего, - то здесь как раз и работает необходимость (историческая ли, магнетическая ли) идеи быть высказанной. И мне очень нравится эта мысль об управляемости из будущего, особенно, если внешне не давить мистикой, а взять твое вполне реальное объяснение:
>так как он предчувствовал, не имея толп поклонников в момент написания, что они возникнут по прошествии времени, как предчувствовал и то, что им покажется особенно сладеньким и солененьким

Хотя мы-то с майором Прониным знаем, что Гитлер и иже с ним были будущим только для Н. Для нас Гитлер - прошлое, что помогает спокойно оценить ситуацию: любая затребованность из будущего была частью непрекращающейся борьбы воли и созерцания, которая даже не из прошлого идет, а которая не начиналась и не прекращалась. И появление Гитлера, и пробуждение в Ницше темных призывов, которые были на руку будущему Гитлеру, это лишь воплощение темной бешеной диониссийской воли. Причем Дионис - это, конечно, эфемизм для более сильного имени. О чем, вообще-то и Ницше говорит.
Но это не главная мысль в эссе, конечно. Это мои времерские заморочки, которые могут вообще далеко от темы увести. Мне очень нравятся твои два тезиса: о происхождении его философии, и чувстве востребованности из будущего

А вот еще, что ты думаешь о том, что человек в конце концов становится тем, во что он верит? Человек исповедующий метафизику, легче подчиняется идее, которую он разрабатывает, чем твердолобый реалист? Поскольку для первого идея более реальна, чем для второго.

Леха, сейчас 12 ночи. Мы не так давно вернулись с водопадов, а завтра утром я уезжаю с Румянцевыми во Флориду. Поэтому весь бред этого письма можно списать на экзальтацию между двумя поездками. Вернусь через неделю. Продолжим.
Ты там не особенно зверствуй на волейболе-то.
МС
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
From: Лешка
To: Марианна
Subject: Re: Odna iz prichin?
Date: Mon, 22 Oct 2001

Ха... Слухи о моих зверствах слегка приувеличены))))
А Вы что-то зачастили во Флориду... Понимаю, понимаю, нравится Вам там)))
Ладно, возвращайтесь, и надо уже наверно будет собраться да обсудить. Тем более, праздник грядет...
Л.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
From: Марианна
To: Лешка
Subject: Na troih
Date: Wed, 07 Nov 2001

Леша, боюсь, что в ближайшее время я буду здорово занята. Да и у тебя, судя по всему, полно своих дел. Короче, мне кажется, мы все трое отлично оттянулись. Фридрих был, безусловно, доволен тем, что его вспоминали. Каждому приятно такое внимание. Ну, а мы с тобой получили по полной дозе классного общения. Помнишь, как в "Покровских воротах"? Худосочная интеллектуалка (восхищенно): "Высокие! Высокие отношения!" Маргарита Павловна (с энтузиазмом кавалериста): "Нормальные! для духовных людей!" Короче. Мне, на самом деле, было страшно интересно. Кроме того, давно хотела повысить IQ. Если тень Фридриха еще когда заявит о себе - через пару недель или через год - милости прошу. А пока, наверное, перерывчик небольшой? Я правильно понимаю?
МС
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
From: Лешка
To: Марианна
Subject: Re: Na troih
Date: Thu, 08 Nov 2001
Правильно понимаете. Перерывчик, и довольно большой.
Спасибо Вам.
Л.